Разумное чаепитие. Так ли страшен чай в пакетиках?
По общепринятому мнению, чай в пакетиках – это не ровня настоящему листовому, обманка, на которую не купится ни один настоящий чаелюб. Между тем, у пакетированного чая есть не только недостатки, но и достоинства.
Главное его преимущество – это быстрота заваривания. В пакетики фасуют измельчённый в мелкую крошку чайный лист. Чем меньше фрагмент листа, тем охотнее и быстрее он отдаёт вкус воде – благодаря высокой площади соприкосновения с жидкостью. Кроме того, пакетированный вариант может стать неплохим выбором для тех, кто предпочитает крепкий чай и часто пьёт его во время учёбы/работы. Крепость напитка зависит от того, как долго находится пакетик в чашке – это даёт маневр для регулирования крепости в каждом конкретном случае. При этом измельчённый чай сам по себе значительно крепче листового – из-за высокого содержания танинов. Так что взбодриться, не отвлекаясь от важного дела (или во время обеденного перерыва), можно и с помощью пакетированного чая.
Однако только листовой напиток обладает ярким ароматом. Пакетированный чай среднего ценового сегмента может быть вкусным, незначительно уступая листовым аналогам, но яркого запаха у него не будет никогда. Поэтому для ужина, для неспешного чаепития с друзьями или родственниками лучше выбрать листовой чай.
В среднем качество листового чая при этом значительно выше. Это связано в первую очередь с тем, что измельчённый лист гораздо быстрее теряет полезные свойства, контактируя с воздухом. Большая площадь соприкосновения позволяет ему завариваться быстрее, даря главное конкурентное преимущество, она же негативно сказывается на его вкусе – отличная иллюстрация поговорки про «две стороны одной медали». Поэтому не существует «элитного» чая в пакетиках: нет смысла отбирать лучшие чайные листы, если после измельчения они потеряют свои свойства.
В нижнем ценовом сегменте пакетированный чай часто является смесью относительно хорошего измельчённого листа (индийского или, например, цейлонского) с листом из не самых авторитетных чайных регионов (Грузия, Турция, Аргентина). Грамм дающего вкус хорошего чая, грамм наполнителя – потребитель ничего не заметил, а производитель неплохо сэкономил. Если вкус напитка остаётся приемлемым, ничего страшного в такой хитрости нет. А некоторые компании, наоборот, измельчают для последующего пакетирования тот же чай, который фасуют как крупно- и мелколистовой.